Friday, June 10, 2011

Ахмед Бен Белла / Богучарский Е. М.

Говоря об истории современного Алжира, нельзя обойти вниманием личность Ахмеда Бен Беллы, внесшего немалую лепту в становление государственности страны. Бен Белла - один из девяти легендарных членов революционного комитета, создателей Фронта Национального Освобождения (ФНО), "легендарный лидер алжирской революции" (1). Он - первый премьер-министр, а затем - первый президент независимого Алжира. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1964 г. президент Алжирской Народной Демократической Республики Ахмед Бен Белла был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ахмед Бен Белла родился 25 декабря 1918 г. в селении Маниа на границе с Марокко в большой семье среднего крестьянина, получил образование одновременно в религиозной и во французской школах, а затем закончил лицей в г. Тлемсене. В 1937 г. он был призван во французскую армию, в которой проходил службу до 1940 года. В 1942 г. был вновь мобилизован и, будучи унтер-офицером французской армии, принимал участие
во второй мировой войне. За мужество, проявленное в боях против гитлеровской Германии, А. Бен Белла получил крест "За боевые заслуги", медаль и четыре благодарности.
Вернувшись в Алжир в 1945 г., Бен Белла покинул ряды французской армии в знак протеста против расстрела мирной демонстрации, проходившей 8 мая 1945 г. в его стране, и вступил в Алжирскую народную партию (АНП). Вскоре после этого он примкнул к Хаджу Мессали. Это произошло в тот период, когда последний, с одной стороны, создал легальную витрину своей народной партии - Движение за триумф демократических свобод (ДТДС), а с другой, основал военизированную подпольную Специальную Организацию (ОС), в задачи которой входило формирование боевых групп в целях подготовки к вооруженной борьбе. В 1947 г. Бен Белла становится муниципальным советником и заместителем мэра своего родного села Мания, в апреле 1948 г. выдвигает свою кандидатуру на выборах в Национальную Ассамблею. В 1949 г. он избирается в Центральный комитет ДТДС, а несколько позже становится во главе ОС вместо Аит Ахмеда. Однако в мае 1950 г. Бен Белла был арестован французскими властями и осужден на семь лет тюрьмы "за посягательство на государственную безопасность" (2). Из тюрьмы ему удалось бежать 16 марта 1952 года.
Побег из тюрьмы и дальнейшая деятельность Бен Беллы в рамках ДТДС явились важным этапом в его становлении как партийного организатора и политического деятеля. В 1953 г. он был направлен руководством ДТДС в Каир. Египетская столица была в то время своеобразным прибежищем для оппозиционных движений из многих арабских и африканских государств. Ахмед Бен Белла использовал это для налаживания отношений с ними, а также с египетским руководством. Ему удалось установить доверительные отношения с Гамаль Абдель Насером, что позволило организовать поставку оружия для готовящейся партизанской войны в Алжире.
В египетской столице Бен Белла вместе с Аит Ахмедом и Мохамедом Хидером создает Делегацию внешних сношений ДТДС (ДВС), прообраз будущего МИДа (3). Деятельность Делегации внешних сношений была направлена, прежде всего, на противодействие попыткам Франции изолировать алжирских патриотов на мировой арене, на мобилизацию мировой общественности на поддержку борьбы алжирского народа против французского господства, на обеспечение постоянных контактов ФНО с дружественными иностранными государствами, создание благоприятных международных условий для национально-освободительной революции (4).
Серьезный поворот в жизни Бен Беллы произошел 22 октября 1956 г.: марокканский самолет, на котором из Рабата в Тунис летели пять руководителей Делегации внешних сношений - Бен Белла, Аит Ахмед, Рабах Битат, Мохамед Будиаф и Мохамед Хидер - был захвачен французами, а все его пассажиры арестованы и посажены во французскую тюрьму. Здесь они находились до 1962 г., когда в Эвиане было подписано Соглашение, по которому Алжир получил независимость. Находясь в тюрьме, Бен Белла, будучи членом Национального совета алжирской революции (НСАР), трижды (19 сентября 1958 г., 19 января 1960 г. и 27 августа 1961 г.) избирался заместителем его председателя.
В первые месяцы независимости страны обострились политические разногласия внутри ФНО, членом Политбюро которого состоял Ахмед Бен Белла, произошел раскол между ВПАР и Генштабом "приграничной армии" (5). Из этих перипетий, благодаря поддержке Х. Бумедьена, Бен Белла выходит победителем: 3 августа 1962 г. он приезжает в Алжир, чтобы 26 августа возглавить первое правительство независимого Алжира.
В августе 1963 г. Учредительное собрание одобрило проект первой Конституции страны, в разработке которой Бен Белла принимал активное участие. Спустя неделю после одобрения Конституции на референдуме 15 сентября 1963 г. в ходе всеобщего голосования Ахмед Бен Белла, набрав 95% голосов, был избран первым президентом Алжирской Народной Демократической Республики. В апреле 1964 г. на I съезде ФНО Бен Белла избирается Генеральным секретарем партии.
Однако 19 июня 1965 г., в ходе бескровного переворота, который возглавил X. Бумедьен, Бен Белла был смещен со всех занимаемых постов. Причины его устранения были не столько объективного, сколько субъективного характера (6). Хотя, находясь у руля страны, он допускал некоторые ошибки в социально-экономической политике, злоупотребления, "волюнтаризм и многословие", однако наиболее важную роль в этом процессе сыграла борьба за власть, боязнь Бумедьена и Бутефлики потерять свои портфели в правительстве (7).
Бен Белла был арестован и препровожден в одиночную тюрьму, представлявшую собой изолированное строение за каменным забором в Сахаре, недалеко от г. Тамарассет, где ему разрешали читать только Коран и где он пробыл 14 лет, в два раза дольше, чем во французских тюрьмах.
После прихода к власти в начале 1979 г. Ш. Бенджадида Бен Белла был освобожден из тюрьмы и поселился в алжирской столице. Отправившись совершать паломничество в Мекку в 1981 г., он не вернулся на родину, а эмигрировал в Европу. Обосновавшись во Франции, он пытался вернуться к активной политической деятельности, критикуя с умеренно исламистских позиций существующий в АНДР однопартийный режим, во многом им же и созданный, и призывая "учиться плюрализму и демократии". В этот же период он засылает в Алжир сформированные им вооруженные группы своих сторонников, которые в 1984 г. были объединены в "Движение за демократию в Алжире" (ДДА). Не желавшая портить отношения с Ш. Бенджадидом Франция выслала Бен Беллу, который, поселившись в Швейцарии, продолжал руководить ДДА.
В сентябре 1990 г., спускаясь с борта морского лайнера, на котором он прибыл в Алжир, Бен Белла заявил, что "единственно чего желает Родине", так это "национального примирения". Тем не менее, он не скрывал своего намерения играть активную роль в политических процессах, происходящих в стране (8). Бен Белла осудил приостановку избирательного процесса, произошедшую в январе 1992 года. Эти и другие критические заявления, осуждавшие политический курс Высшего государственного совета (ВГС), действовавшего с января 1992 по февраль 1994 г., вызывали недовольство местных властей, и Бен Белла вновь был вынужден эмигрировать. В феврале 1995 г. он подписал "Платформу по мирному и политическому урегулированию алжирского кризиса", выработанную группой деятелей алжирской оппозиции, включавшей широкий политический спектр: от представителей ФНО до исламистов и троцкистов (9). Встреча проходила в Риме под эгидой католической общины Сант-Эжидио. В очередной раз вернувшись на Родину, Бен Бела принял решение не давать оценок политической обстановке в стране. И даже после запрещения деятельности его партии "Движение за демократию в Алжире" в июне 1997 г. он воздержался от каких-либо комментариев.
После избрания Бутефлики президентом Бен Белла не просил у него ни постов, ни привилегий, однако заявлял, что если он сможет ему помочь, то, не колеблясь это сделает.
Дав обет молчания о событиях в Алжире, он, тем не менее, всегда остается в курсе событий в своей стране. Основное внимание он уделяет межарабским, африканским и другим международным проблемам, участвует в различных конференциях, посвященных этим проблемам.
Основным местом проживания Бен Беллы за границей является Женева.
Каковы же наиболее важные итоги нахождения Ахмеда Бен Беллы у власти?
К моменту достижения независимости Алжир представлял собой аграрную страну со слабо развитой промышленностью, экономика которой носила колониальный характер (10). Молодое государство получило тяжелое наследие колониального режима, разрушительной войны и погромно-террористической деятельности ОАС. Все это губительно сказалось на его экономике (11).
В этой обстановке перед Алжиром остро встал вопрос, как быстрее и эффективнее поднять экономику, как добиться политической и экономической самостоятельности, какие социальные задачи решать в первую очередь. В своих планах переустройства страны Бен Белла и возглавляемое им первое правительство АНДР исходило из Триполийской хартии. Разработанная при непосредственном участии Бен Беллы, Хартия предусматривала "сознательное созидание страны на основе социалистических принципов и народовластия", осуществление аграрной реформы по принципу "земля тем, кто ее обрабатывает", "демократическую организацию крестьян в производственные кооперативы", "политику планирования при демократическом участии трудящихся в руководстве экономикой". Она предусматривала национализацию природных ресурсов страны, транспорта и банков, осуждала засилье иностранного капитала и "антинародной бюрократии", выступала за реализацию социальных требований широких масс, за ограничение местной буржуазии, за расширение уже налаженных связей с социалистическими странами.
Специфическое понимание Бен Беллой социализма проистекало из того, что "алжирский социализм" рассматривался им как категория арабского национализма. Охватывая социально-экономическую область, "алжирский социализм" поставил задачу национализации брошенной иностранной собственности. Сам процесс создания государственного сектора также имел свою специфику в Алжире. Связанный Эвианскими соглашениями, запрещавшими национализацию имущества французских граждан, Бен Белла пошел на принятие осенью 1962 г. решения о предоставлении трудящимся права управления брошенными хозяйствами, и лишь в октябре 1963 г. и в июне 1964 г. были национализированы фермы еще оставшихся в Алжире колонистов. Государство заявило, что является единственным владельцем основных фондов самоуправляемых предприятий.
Государству и партии отводилась важнейшая роль в процессе строительства нового общества. Выступая в качестве "орудия построения и защиты социализма", партия ФНО должна была превратиться в "авангардную партию, имеющую тесную связь с массами, черпающую силу в этом союзе, вдохновляемую требованиями социалистической революции".
А. Бен Белла, как и многие другие алжирские руководители, был верующим и не вставал на позиции атеизма. Но, тем не менее, он всегда считал необходимым очистить ислам от всех "наслоений и суеверий", выступал против исламистских экстремистов, против так называемого "политического ислама", уже тогда набиравшего силу. В этом вопросе он исходил из того, что социализм в Алжире не должен определяться арабо-исламскими традициями, напротив, ислам и культура должны соответствовать главному - социалистической ориентации развития.
Тем не менее, Бен Белла не мог игнорировать глубокую религиозность местного населения. Однако это в его интерпретации не приводило к идентичности "арабского социализма" с так называемым "исламским социализмом". Первый, по сути, ограничивал воздействие ислама сферой духовной жизни, а социально-экономическое развитие общества осуществлялось на светской основе, в то время как "исламский социализм" не только выводил социалистическую идею из ислама, но и предусматривал внедрение этой идеи на базе предписаний Корана во все сферы жизни общества.
Провозглашение А. Бен Беллой социалистического выбора, то есть строительства "алжирского социализма", было тесно связано с несколькими обстоятельствами. Прежде всего, суть алжирского национализма выразилась в борьбе за национальное освобождение против чужеземного ига, но сам по себе алжирский национализм, как и арабский национализм в целом, не имел программы национального строительства. Во-вторых, этот изъян стал особенно ощутим в то время, когда после победы дела национального освобождения от иностранного господства центр тяжести переместился в социально-экономическую область. В-третьих, "лозунг строительства социализма был одним из самых распространенных в мире, им руководствовалась в то время большая группа стран" (12), и это не могло не оказывать своего влияния на Бен Беллу.
Советское руководство одобряло планы алжирских властей. Принимая в апреле 1964 г. Бен Беллу в Москве, Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев говорил: "Нас радует, что вы будете строить жизнь на социалистических началах, что в своем строительстве вы будете руководствоваться научным социализмом" (13). Заявляя об этом, советские руководители, если не публично, то на закрытых совещаниях часто подчеркивали "несовместимость" провозглашения социалистических принципов с речами, которые начинались со слов: "Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!" Советские идеологи надеялись на постепенное "подтягивание" алжирских революционных националистов к социалистическим ценностям, в их понимании этих слов. Однако ставка на это оказалась нежизнеспособной по многим объективным и субъективным причинам.
Особое место в деятельности А. Бен Беллы на посту руководителя независимого Алжира занимали вопросы внешней политики, которая в целом была направлена на укрепление политической и экономической независимости государства, на завоевание авторитета в международном сообществе. В своих внешнеполитических действиях А. Бен Белла исходил из принципов позитивного нейтралитета, неприсоединения к блокам, поддержки национально-освободительных движений. Отношения Алжира со всеми странами он стремился строить на основе полного и реального равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Он выступал за объявление Африки и Ближнего Востока безъядерными зонами, за превращение в зоны мира районов Средиземного и Красного морей, Персидского залива и Индийского океана.
Алжир, руководимой А. Бен Беллой, проявлял активность в деятельности целого ряда авторитетных международных и региональных организаций. С 1962 г. страна является членом Организации Объединенных наций (ООН), с 1963 г. АНДР - член Организации Африканского Единства (ОАЕ). Как одна из стран арабского мира, Алжир - член Лиги Арабских Государств (ЛАГ), участвует в работе Организации Исламской Конференции (ОИК), играет важную роль в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК).
Принимая участие в работе международных и региональных организаций, Бен Белла всегда выступал за ликвидацию колониальных и расистских режимов, за оказание практической помощи народам и странам, боровшимся за национальное освобождение. Он являлся принципиальным противником сионизма и расизма, не признавал государство Израиль.
В ООН руководимая им алжирская дипломатия, занимала активную позицию по многим международным вопросам. Прежде всего, это относилось к вопросам войны и мира, укрепления международной безопасности, снижения уровня ядерного противостояния, разоружения, политического урегулирования региональных конфликтов.
Вместе с тем, Бен Белла считал, что политика разрядки между Востоком и Западом, направленная на достижение международной безопасности, принесет реальную пользу лишь развитым государствам, а не "третьему миру", так как может быть использована западными державами для усиления политического и экономического нажима на развивающиеся страны (14). Исходя из этого, голосуя на сессиях ГА ООН в поддержку предложений, направленных на укрепление международной безопасности, алжирские представители не проявляли особого интереса к этому кругу вопросов.
Довольно высок был престиж А. Бен Беллы в арабском мире. В основе его идей более тесного сплочения и объединения арабов лежит широко распространенная и нашедшая отражение в конституциях арабских стран, в том числе Алжира, концепция о единой арабской нации. Ахмед Бен Белла - активный сторонник этой идеи. Он всегда выступал за достижение арабского единства и прекращение внутриарабских распрей, выработку единой стратегии, поддержку и укрепление роли ЛАГ, тринадцатым членом которой Алжир стал в августе 1962 года. Бен Белла использовал все влияние своей страны для поддержки палестинского движения сопротивления и, в частности, Организации Освобождения Палестины (ООП) после ее создания в 1964 г., пытался примирить враждующие между собой группировки "прогрессивных" и "консервативных" арабских государств. Выступая за ближневосточное урегулирование во всех его аспектах, он отрицательно относился к попыткам подменить его "частичными мерами" (15).
Учитывая популярность в народных массах идеи единства Магриба, Бен Белла не мог отказаться от нее в своей политике. Начиная с 1964 г., он больше внимания уделял вопросам развития всестороннего регионального сотрудничества. Однако в условиях постоянных конфликтов, возникающих как из-за пограничных, так и других споров, не могло быть и речи о каком-то государственном оформлении союза стран Магриба.
Говоря в целом об арабской политике А. Бен Беллы, следует признать, что в ней довольно заметно проявлялось стремление алжирского президента играть лидирующую роль в арабском мире.
Особое внимание руководитель Алжира уделял развитию отношений с африканскими государствами к югу от Сахары. Это было вполне объяснимо, поскольку его связи со странами Магриба переживали известные трудности, а арабский мир находился под сильным влиянием Египта, руководимого Г. А. Насером. А. Бен Белла придавал важное значение активному участию Алжира в подготовке конференции в Аддис Абебе, благодаря решениям которой 26 мая 1963 г. и родилась Организация африканского единства. Эта организация, по мнению инициаторов ее создания, в число которых входил и Бен Белла, призвана была положить конец разделу Африки, появившемуся с образованием двух группировок - "умеренных" стран, входящих в монровийскую группу, и "прогрессивных" государств, создавших Касабланскую группу. Члены этой группы (Кваме Нкрума (Гана), Модибо Кейта (Мали) и Секу Туре (Гвинея)) поддерживали борьбу ФНО за независимость Алжира и имели у себя представительство ВПАР.
С 1963 г. Алжир становится членом Организации африканского единства. Бен Белла принимал активное участие в ее деятельности. Он выступал в поддержку национально-освободительной борьбы африканских народов и оказание им политической и материальной помощи. В ООН и ОАЕ его представители часто являлись инициаторами принятия решений, направленных на скорейшую ликвидацию колониальных и расистских режимов. При этом алжирцы добивались не только осуждения расистско-колониальных режимов и поддерживающих их империалистических монополий стран-членов НАТО, но и предоставления практической помощи национально-освободительным движениям. Алжирский представитель Мохаммед Сахнун с момента создания различных руководящих структур ОАЕ в 1964 г. получил один из ключевых постов, став ответственным за политические дела ОАЕ. В алжирской столице находились представительства всех национально-освободительных движений Африки.
Африканская политика Бен Беллы имела три главных направления: первое - поддержка национально-освободительных движений, помимо Южной Африки, в португальских колониях, а также в государствах, недавно добившихся независимости, где прогрессивные движения оспаривали установившуюся власть; второе - недопущение, а по возможности прекращение сотрудничества африканских государств с Израилем; третье - психологическое воздействие на умеренные государства с целью убедить их собственным примером в необходимости отказаться от тесного сотрудничества с бывшими колониальными державами, предоставившими им независимость без учета реального положения в этих странах и ослабляющими ситуацию в странах третьего мира. Надо признать, что среди умеренных государств не нашлось большого количества желающих лишить себя помощи, предоставляемой им бывшими колонизаторами.
Бен Белла стремился оказывать серьезную поддержку национально-освободительным движениям не только в Африке, но и на других континентах.
Важным направлением деятельности бенбелловской дипломатии были вопросы двусторонних и многосторонних связей со странами "третьего мира", одним из лидеров которого он стал. В своих выступлениях он убеждал развивающиеся страны, что без объединения своих усилий они не имеют никаких шансов заставить промышленно развитые государства услышать их голос, и что разнородность региональных ситуаций, их специфичность, временное соперничество, различие в уровнях экономического развития обрекают на провал их попытки создания блока разнородных наций. Экономическое развитие, трансформация торговых связей между промышленно развитыми государствами с развивающимися странами должны были, по его мнению, стать цементом единства и солидарности развивающихся государств Юга.
Говоря об алжиро-французских отношениях после обретения Алжиром независимости, следует признать, что А. Бен Белла осознавал важность для страны сотрудничества с Францией и поэтому уделял большое внимание развитию этих отношений во всех областях.
Для Франции Алжир являлся основным связующим звеном с Северной Африкой, Ближним Востоком и Черной Африкой. Ж. де Брой, государственный секретарь по алжирским делам, отмечал: "Конечно, проводя политику сотрудничества с Алжиром, Франция защищала определенные интересы и стремилась сбалансировать отмечавшиеся в этой стране тенденции к сползанию к коммунизму. Но Алжир является также и главным образом "узкой дверью", через которую мы проникаем в "третий мир". Ссора между Францией и другим североафриканским государством вызывает простую двустороннюю напряженность. Ссора с Алжиром будет выходить за рамки франко-алжирских отношений и будет представлять опасность усилиям нашей дипломатии в мире в целом" (16).
После завоевания страной независимости Бен Белла не ставил цель сразу же решительно порвать все отношения с бывшей метрополией. Он понимал, что политическая независимость страны не гарантирует ей экономической самостоятельности. Его стремление к дальнейшему расширению экономических и торговых отношений АНДР с Францией объяснялось также наличием традиционных связей в этих областях между двумя странами, определенной зависимостью ряда отраслей алжирской экономики от французских технологий и поставок запасных частей из Франции. Кроме того, проводя политику ликвидации экономической зависимости АНДР, Бен Белла, вместе с тем, был заинтересован в сохранении, хотя и в определенных рамках, французского экономического присутствия в стране, исходя из того, что значительное ослабление алжиро-французских экономических связей могло бы в конечном итоге нанести ущерб интересам экономического развития алжирского государства.
Характерно, что в первые месяцы после обретения Алжиром независимости неоколониалистская политика Франции и западных держав на африканском континенте почти совсем не критиковалась в стране. Сам Бен Белла в своих речах только к лету 1963 г. начал упоминать о неоколониализме. Посещая в этот период Аддис-Абебу и Дакар, Бен Белла, высказываясь за единство Африки, избегал конкретно ставить вопрос о роспуске профранцузского Афро-Мальгашского союза.
Одновременно в своих публичных заявлениях Бен Белла отмечал, что алжирское правительство будет придерживаться взятого курса в области внутренней и внешней политики, будет прилагать усилия к "строительству социализма".
31 августа 1963 г. Бен Белла публично заявил, что на будущий год в Алжире будут осуществлены весьма важные решения, что 1964 г. будет годом создания условий для строительства социализма в Алжире (17).
Правительство Франции с беспокойством следило за подобными заявлениями и через французскую печать давало понять, что франко-алжирское сотрудничество зависит от пути, по которому пойдет Алжир.
В марте 1964 г. по пути из Югославии Бен Белла сделал остановку в Париже, где встречался с де Голлем. Как сообщал корреспондент газеты "Франс суар", Бен Белла подробно изложил де Голлю смысл алжирского социализма, подчеркнув, что подобная ориентация Алжира не препятствует франко-алжирскому сотрудничеству. В этой беседе, по словам корреспондента, Бен Белла высказал мысль, что Эвианские соглашения необходимо заменить общим соглашением, которое соответствовало бы сложившимся отношениям между двумя странами. Де Голль заявил на это, что Франция желает помогать Алжиру в рамках своей общей политики помощи слаборазвитым странам, но при условии, что "Франция найдет в этом свою выгоду". Во время встречи французам удалось добиться от Бен Беллы очень важных заявлений, в частности, об общности точек зрения правительств обеих стран по многим международным вопросам, в том числе по вопросам мирного сосуществования и развития стран, завоевавших независимость. Бен Белла заявил, что его правительство полностью одобряет внешнюю политику Франции, полезную, по его словам, для всего мира (18). Эта встреча сыграла важную роль "в личном сближении между генералом де Голлем и Бен Беллой" (19).
Наряду с этим французское правительство, идя навстречу пожеланиям алжирцев, приняло решение эвакуировать свои войска из Алжира, за исключением военно-морской базы в Мерс-эль-Кебир и военных баз в Сахаре на год раньше срока, предусмотренного Эвианскими соглашениями. Однако, несмотря на заинтересованность в развитии двусторонних связей и предпринимавшиеся шаги в этом направлении, в отношениях между двумя странами оставались значительные противоречия, вызывавшиеся как объективными, так и субъективными причинами, в частности, сохранявшимся взаимным недоверием. Все это тормозило развитие отношений между Францией и Алжиром.
Вопрос о связях стран ЕЭС с Алжиром возник еще до завоевания алжирским государством своей независимости. Даже оставаясь французской колонией, Алжир, в силу своих колоссальных природных богатств, вызывал большой интерес со стороны европейских государств, именно поэтому статья 227 Римского договора о создании ЕЭС предусматривала распространение на Алжир его основных положений (20). После получения Алжиром независимости Бен Белла строил отношения своей страны с ЕЭС на условиях "временного статус-кво".
Стремясь проводить политику "диверсификации" экономических связей, А. Бен Белла в 1964 г. обратился к ЕЭС с просьбой изучить возможности заключения какого-либо соглашения взамен "временного статус-кво". Он старался добиться более выгодных условий для Алжира, в частности, в отношении экспорта рабочей силы и некоторых сельскохозяйственных продуктов, особенно вина.
Совет министров ЕЭС предложил Алжиру соглашение о частичной ассоциации по типу соглашений с Тунисом и Марокко. Такое решение не устраивало алжирскую сторону. Однако постоянно растущие потребности Алжира в современном оборудовании и технологии, необходимость расширения своего экспорта объясняли проявляемый Бен Беллой интерес к поддержанию и развитию отношений его страны со странами ЕЭС. С учетом этого двусторонние связи АНДР с государствами-членами ЕЭС продолжали расширяться и вскоре стали занимать существенные позиции во всем комплексе внешнеэкономических и внешнеторговых контактов Алжира.
Главной конкурентной силой для Франции в Алжире были, прежде всего, США. Американская политика в отношении Алжира исходила из того, что Алжир является одной из богатейших стран региона, играет огромную политическую роль и занимает важное стратегическое положение. Воспользовавшись ухудшением франко-алжирских отношений, американский капитал, учитывая усилившуюся заинтересованность Алжира в более широком участии в финансировании запланированных объектов, стремился внедрится в экономику страны путем создания смешанных обществ, предоставления долгосрочных кредитов. Сфера проникновения американских монополий не ограничивалась нефте-газовой промышленностью, она распространялась и на другие отрасли экономики.
Алжиро-американские отношения в период нахождения Бен Беллы у власти хотя и развивались, однако расширение и углубление этих отношений сдерживалось социально-экономическими преобразованиями, осуществляемыми его правительством. Значительное негативное влияние на двусторонние связи оказывала и активная антиимпериалистическая позиция Бен Беллы по важнейшим международным проблемам.
С первых дней после достижения независимости Алжир стал устанавливать и развивать свои отношения с Советским Союзом и другими социалистическими странами. После подписания в 1962 г. Эвианских соглашений, в связи с массовыми выездами французских специалистов, а подчас саботажем и вредительством с их стороны, и без того подорванные восьмилетней войной экономика и хозяйство Алжира оказались в тяжелом положении. Алжир нуждался в серьезной помощи для восстановления своей экономики и развития ее на независимой основе. Первым, кто оказал Алжиру помощь в этом деле, был Советский Союз. 100 советских саперов с риском для жизни ликвидировали 600 км заграждений, обезвредили около 1,5 млн. мин, установленных в Алжире до 1962 года. Став премьер-министром, а затем президентом независимого Алжира, Бен Белла всегда придавал важное значение укреплению и развитию алжиро-советского сотрудничество во всех областях - в политике, экономике, науке и культуре.
Анализ деятельности Бен Беллы в годы, когда он руководил страной, свидетельствует, что в этот период своей истории Алжир переживал период становления политической и экономической независимости. Это приводило к излишней идеологизации его внутренней и внешней политики, являлось причиной ряда серьезных недочетов и ошибок. Тем не менее, провозгласив своей целью ликвидацию тяжелого наследия колониализма и многолетней войны и строительство независимого Алжира, Бен Белла и его окружение придерживались, в целом, прогрессивного демократического курса как во внешнеполитической, так и во внутриполитической области (21).
Говоря о личных качествах Бен Беллы, следует признать, что они сыграли важную роль в его успехе. Он был открытый, пылкий, с простыми манерами, не испорченный властью, проживавший в скромной вилле "Жоли". Бен Белла - народный трибун, который представлял собой харизматическую личность. Он был популярен в средствах массовой информации. Еще в период французского господства газеты обычно писали о "Бен Белле и его компаньонах", и это не вызывало неудовольствия со стороны последних.
На небывалую высоту подняли авторитет Бен Беллы в стране, сделали его народным кумиром Декреты о самоуправлении, принятые в марте 1963 г., согласно которым алжирским крестьянам и рабочим было передано более миллиона гектаров лучших земель и более четырехсот предприятий, брошенных европейцами. Многотысячные демонстрации в его поддержку проходили по всей стране.
В годы нахождения у власти Бен Белла приобрел широкую известность и популярность в мире, стал одним из лидеров движения неприсоединения. Его "тьермондизм" сочетался с идеологией панарабизма насеровского стиля.
Бен Беллу нередко критиковали различные деятели Франции, США и самого Алжира, обвиняли его в "тоталитаризме", "диктаторстве" и т.п. Бен Белла отвергал подобные обвинения и говорил: "У нас нет диктатуры; то, что у нас есть, носит имя - социализм".
По мнению многих критиков такой социализм сводился зачастую к личной власти Бен Беллы как харизматического и очень популярного лидера, к однопартийному режиму ФНО и все увеличивающемуся влиянию армии.
Х. Бумедьен обвинял Бен Беллу в стремлении установить в Алжире "диктатуру "сталинского" типа" (22). Несколько преувеличивая, может быть, "псевдосоциализм" Бен Беллы, один из известных алжирских политических деятелей Хосин Аит Ахмед подчеркивал, что он "заимствовал у русской революции только ее ошибки, осужденные и исправленные самими советскими людьми" (23).
Однако Бен Белла 1960-х годов отличался от Бен Беллы 1980 - 1990-х. За годы, проведенные в заключении, им много было передумано, пересмотрено и от многого он отказался. Он разочаровался в идеях социализма, начал осуждать то, что раньше защищал, и защищать то, что до 1965 г. безоговорочно осуждал. Бен Белла стал выступать против "однопартийного режима", который он же установил в стране, находясь у власти в 1962 - 1965 гг., одновременно призывал "переходить к плюрализму и учиться демократии" (24). Называя правителей Алжира "плохими мусульманами", он в то же время не находил общего языка с исламскими экстремистами, которые не могли простить ему былой дружбы с коммунистами и СССР, а также отождествления им в свое время "алжирского социализма" в его экономическом аспекте с марксизмом.
Сейчас А. Бен Белла много путешествует, чаще всего в сопровождении своей супруги Эль-Хаджи, бывшей журналистки алжирского еженедельника "Революсьон Африкэн". Он сохранил привычки периода подпольной жизни. Когда ему звонят, он нажимает на автоответчик, который на нескольких иностранных языках просит Вас оставить сообщение. Кода он ездит по арабским странам, он не проживает в гостиницах, а предпочитает останавливаться в резиденциях.
Можно приводить самые различные высказывания и оценки деятельности А. Бен Беллы в период его нахождения у власти. Однако большинство критиков и почитателей его личности сходятся на том, что период правления Бен Беллы составил целую эпоху в истории независимого Алжира (25).

Примечания:
1. BENYOUB R. L'Annuaire politique de l'Algerie. Alger. 1999, p. 151.
2. ElMoudjahid. 1.XI.2004.
3. ЛАНДА Р. История Алжира. XX век. М. 1999, с. 107.
4. KIOUANE A. Les Debuts d'une Diplomatie de Guerre (1956 - 1962). Alger. 2000, p. 10.
5. BENCHICOU M. Bouteflika: une imposture algerienne. P. 2004, p. 27.
6. ШВЕДОВ А., ПОДЦЕРОБ А. Советско-алжирские отношения. М. 1986, с. 69.
7. L'Humanite, Paris-jour. 21.06.1965.
8. BENYOUB R. Op. cit., p. 151.
9. KECHAD H. Concorde Bouteflika-Madani. La paix des cimetieres. Alger. 2000, p. 257.
10. ШВЕДОВ А., ПОДЦЕРОБ А. Ук. соч., с. 110.
11. NEZZAR KH. Memoires du general. Alger. 1999, p. 289.
12. ПРИМАКОВ Е. М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX - начало XXI века). М. 2006, с. 17.
13. Нерушимая дружба и братство. М. 1964, с. 48.
14. Revolution africaine. 1984, N 1036, p. 18.
15. El Moudjahid. 8.X.1966.
16. KOLODJZIEJ E. French International Policy under de Gaulle and Pompidou. Cornell Univercity Press. 1974, p. 464.
17. El-Moudjahid. 1.IX.1964.
18. France-Soir. 31.III.1964.
19. Le Monde. 15.VII.1965.
20. La documantation franchise. Articles et documents. P. 1962 - 1968.
21. ШВЕДОВ А. Независимая Африка: внешнеполитические проблемы, дипломатическая борьба. М. 1983, с. 15.
22. El-Moudjahid. 1.VII.1965.
23. Drapeau Rouge. Bruxelles. 8.X.1963.
24. Le Monde. 28.V.1984.
25. ЛАНДА Р. История Алжира. XX век. М. 1999, с. 158. ВИДЯСОВА М. "Джихад без войны". Тунисский опыт модернизации и политическое наследие Хабиба Бургибы (1903 - 2000). Т. II. Кн. 1. Путь к обновлению. М. 2007, с. 427.

Вопросы истории,  № 6, Июнь  2010, C. 54-64
Богучарский Евгений Михайлович - кандидат исторических наук, доцент МГИМО(У)МИД России

1 comment:

  1. Я - сам алжирец и начинал осозновать окружающий себя мир во время моего пребывания в СССР. Историю Алжира изучал еще с школьной скамьи по "нормативным" учебникам, а когда началась гражданская война 90-х я жил уже в независимой Украине и ускользнул от предписанной мне карьеры алжирским правительством. Я стал объективно оценивать происходящее как внутри Алжира, так и в постсоветском пространстве. В результате чего, я много понял из того, что перелистывал, в основном, на русском языке. Я пришел к выводу, что Алжир - это автономия Франции и "черноногие" никуда не ушли. Почему? очень просто: когода предложил свои услкги в посольстве Алжира в Киеве, они мне ответили, наглым образом, "ты пишешь на арабском языке, а наш сотрудник в алжирском МИДе, который отвечает за Европу, гражданка Франции и не владеет арабским языком" - вот такие пирожеи.

    ReplyDelete